Pontiac

Фирма по производству конных колясок «Понтиак Багги Компани» (Pontiac Buggy Company) была основана в 1893 году Эдуардом М. Мэрфи (Edward M. Murfy) в городе Понтиак, штат Мичиган. С 1907 года она выпускала легковые автомобили «Окленд» (Oakland), а первые машины марки «Понтиак» появились лишь на Нью-Йоркском автосалоне в 1926 году. На их фирменной эмблеме под изображением индейца стояла хвастливая надпись: «Chief of the Sixes» («Король шестерок»), что вполне соответствовало истине. «Понтиаки» с 6-цилиндровым мотором рабочим объемом 3065 см3 оказались настолько удачными, что в 1932 году производство однотипных и более дорогих моделей «Окленд» пришлось прекратить.

Pontiac
В 1930 году первый 6-цилиндровый двигатель с боковыми клапанами заменили новым верхнеклапанным рабочим объемом 3277 см3. С 1932 года последнюю модель «Окленд» с мотором V8 рабочим объемом 4104 см3 стали предлагать уже под маркой «Понтиак». В том же году представили модель с рядным 8-цилиндровым двигателем в 3654 см3 по низкой цене — менее 600 долларов. Благодаря высокому спросу они заметно потеснили 6-цилиндровые модели, а «Понтиак» по объему производства автомобилей заняла пятое место. В 1933 году по распоряжению нового генерального директора Гарри Дж. Клингера (Harry J. Klinger) был начат выпуск обновленных моделей с 6-цилиндровыми моторами. Особенностями автомобилей «Понтиак» тех лет были передняя независимая подвеска и хорошо продуманная система вентиляции салона, не вызывающая сквозняков. В 1935 году представили элегантный «Сильвер Стрик» (Silver Streak), пользовавшийся таким спросом, что до 1941 года он выпускался с минимальными изменениями. В том же году появилась новая серия «Торпедо» (Torpedo), самые комфортабельные модели которой «Стримлайнер» (Streamliner) и «Чифтен Стримлайнер» (Chieftain Streamliner) пo окончании второй мировой войны вновь были запущены в производство.
В 1949 году на «Стримлайнере» стали устанавливать кузов с плавно спадающей крышей до самой крышки багажника, названный фастбэк (fastback). Выпускавшиеся в то время в Канаде автомобили «Понтиак» были на самом деле копиями моделей «Шевроле» (Chevrolet). В 1950 году «Понтиак» стала продавать модель «Каталина» (Catalina), на которой 2 года спустя установили автоматическую коробку передач «Хайдрамэтик» (Hydramatic). В 1953 году «Понтиак» представила свои первые машины с кузовами хардтоп, у которых боковые стойки опускались вместе со стеклами дверей. В том же году появилось рулевое управление с гидроусилителем. С 1955 года устаревший 8-цилиндровый нижнеклапанный двигатель был заменен новым верхнеклапанным агрегатом V8 рабочим объемом 4703 см3. Чтобы придать автомобилям более динамичный облик, новый 43-летний генеральный директор Банки Кнудсен (Bunkie Knudsen) решил начать производство автомобиля «Сафари-3700″ (Safari) и 5-дверного универсала «Стейшн Вэгон» (Station Wagon) спортивного стиля. По его инициативе «Понтиак» в 1958 году начала опытное производство двигателя с механической системой впрыска топлива. В 1959 году «Понтиак», вслед за остальными отделениями концерна «Дженерал Моторс» (General Motors), оснастила свои модели новыми, более широкими и стальными кузовами с модными в то время задними стабил изаторами.
Спустя 2 года в продажу поступил относительно компактный «Темпест» (Tempest) с несущим кузовом и оригинальной схемой трансмиссии «трансэксл» (transaxle), где коробка передач блокировалась с картером главной передачи задних ведущих колес. Однако независимая подвеска задних колес «Темпеста» оказалась неудачной, и в 1964 году ее заменили обычной цельной балкой заднего моста.
Производственная программа моделей «Понтиак», которые по своему корпоративному статусу находились между «Шевроле» (Chevrolet] и «Олдсмобил» (Oldsmobile), в 1965 году включала 8 семейств моделей. Это были среднеразмерные автомобили «Темнеет», «Темнеет Кастам» (Custom), «Темнеет Ле Ман» (Le Mans) и «Темнеет GTO». Полноразмерные модели «Понтиак» включали семейства «Каталина», «Стар Чиф» (Star Chief), «Бонневиль» (Bonneville) и «Гран При» (Grand Prix). Покупателю предлагались 12 двигателей мощностью от 142 до 380 л.с., а также механические и автоматические коробки передач. Осенью 1965-го модели «СТО» выделились в отдельную серию, получив в качестве стандартного мотора 6,4-литровую «восьмерку» в 335 л.с.
В 1967-м появилась вторая спортивная модель «Файрберд» (Firebird), однотипная с «Шевроле Камаро» (Camaro). Обе они составляли конкуренцию бестселлеру тех лет, автомобилю «Форд Мустанг» (Ford Mustang). В базовом варианте «Файрберд» оснащался 6-цилиндровым двигателем, а в комплектациях «Формула» (Formula) и «Транс Ам» (Trans Am) — мотором V8.
В 1971-м появилась компактная модель «Вентура» (Ventura), а через год — мощный «Гранд AM» (Grand Am) с двигателем V8 рабочим объемом 6,56 л.
С 1974 года все модели «Понтиак» получили передние дисковые тормоза. Топливный кризис 70-х годов, введение жестких нормативов на токсичность отработавших газов, повышенное налогообложение автомобилей с плохой топливной экономичностью коренным образом изменили типаж и структуру американских легковых автомобилей. Уже в начале 80-х годов производственная программа «Понтиак» включала автомобили разных классов — от малогабаритной машины серии «1000» с 1,8-литровым дизелем фирмы «Исудзу» (Isuzu) мощностью всего 52 л.с. до большого седана классической компоновки «Паризьен» (Parisienne) с 5-литровым мотором V8 в 152 л.с.
В 90-х годах произошел полный переход на новые модели переднеприводной компоновки. В 1997 году покупателям предлагались небольшие «Санфайр» (Sunfire) и «Гранд Ам», которые впервые увидели свет соответственно в 1995 и 1996 годах. Они оснащаются 4- и 6-цилиндровыми моторами рабочим объемом 2,2-3,1 л мощностью 122-162 л.с. Более просторные и мощные «Гран При» и «Бонневиль» приводятся силовыми агрегатами только с 3,1-3,8-литровыми двигателями V6 мощностью 162-243 л.с. (последний — с объемным нагнетателем). Для спортивных автомобилей «Файберд»сохранена классическая компоновка с задними ведущими колесами. Последнее поколение «огненных птиц» выпускается с 1992 года. В базовом исполнении машины оборудуются 3,8-литровыми моторами V6 в 202 л.с. Исполнение «Транс Ам» 1998 года имеет двигатель V8 в 5665 см3 мощностью 309 л.с. и в варианте с 6-ступенчатой механической коробкой передач развивает скорость 256 км/ч. Время разгона с места до 96 км/ч составляет 5,3 с.
Однообъемный универсал повышенной вместимости (УПВ) «Понтиак Транс Спорт» (Trans Sport), представленный в 1989 году, привлек к себе большое внимание благодаря необычной форме кузова. В 1996 году появилось второе поколение этих машин с более заурядной внешностью и новым 3,4-литровым мотором V6 мощностью 182 л.с.